Игры для развития
фонематического слуха.
1.
«Покажи, где звук»
Ребенок с завязанными глазами находится
в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева)
от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с
завязанными глазами движением руки показывает, где он слышал звуки, т.е.
определяет направление источника звуков.
Оборудование: звучащие игрушки: колокольчик, погремушка, барабан.
2.
«Угадай, что звучит»
Логопед
расставляет на столе
несколько звучащих игрушек:
бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Педагог предлагает детям
внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем прикрывает
предметы ширмой, а дети только на слух, без зрительной опоры определяют, что
звучало.
Название каждого предмета проговаривается.
Количество игрушек увеличивается постепенно, с двух до пяти. Игра варьируется
за счет замены игрушек другими звучащими предметами с целью постепенного
усложнения для детей задачи определения звуков.
Оборудование: звучащие игрушки и предметы: бубен, губная гармошка, колокольчик,
погремушка, стакан, деревянная палочка.
3.
«Угадай, кто позвал»
Выбирается водящий из коллектива детей. Дети
по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен на слух определить и показать, кто
его позвал. Затем
игра усложняется: все дети должны позвать водящего?("Ау!"), а
тот должен отгадать, кто его звал.
4. «Найди ошибку»
Логопед показывает детям картинку
и громко, четко называет изображение:
"Вагон". Зачем объясняет:
«Я буду называть эту картинку то правильно,
то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем логопед произносит это слово в следующих вариантах:
"Вагон - вакон - фагон -
вагон- факон - вагом" и т.
д.
Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок
бумаги и произносит: "Бумага
–пумага- тумага - пумака- бумака"
и т. д. Услышав неверно
сказанное логопедом
слово, дети должны хлопнуть в
ладоши. Слова используются разные,
сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные.
Оборудование:
предметные картинки.
5.
«4-й лишний»
Из четырех слов, четко произнесенных педагогом,
ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
Ком
– ком – кот - ком
Канава
– канава – какао - канава
Утенок
– утенок – утенок - котенок
Будка
– буква – будка - буква
Винт
– винт – бинт - винт
Минута
– монета – минута - минута
Буфет
– букет – буфет - буфет
Билет
– балет – балет – балет
Дудка
– будка – будка - будка
6.
«Закончи стихотворение»
Взрослый предлагает ребенку закончить
двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:
Портфель я выронил из
рук, Шел по лесу шустрый мишка,
Такой большой на
ветке... (жук) На него
свалилась...(шишка)
Здесь в лесу есть злые
звери, Мы собрали васильки,
Запирайте на
ночь...(двери). На головах у нас ...(венки).
Как-то вечером две
мышки Пес козе принес
букет,
Унесли у
Пети...(книжки) Сытный
будет ей... (обед)
7.
«Найди лишний слог»
Логопед произносит несколько слогов,
например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па).
Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па~па и т. п.
8.
«Назови звук»
Логопед с детьми становится в круг и говорит, что
будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его
произнося, а дети должны будут назвать только этот звук, когда взрослый бросит
мяч им, например, «матррррешка», а они должны будут сказать: «рь», «молллоко» -
«л», «самолллет» - «ль» и т.д.
9.
«Хлопни в ладоши»
Логопед называет слова, а ребенок должен хлопнуть в
ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например:
для детей 5 лет лучше брать односложные и двусложные
слова типа: бак, рога, сад, баня, бок
(выделение слова со звуком [б]);
для детей 6
лет лучше брать одно-, двух- и трехсложные слова типа фигура, Полина, метро, финики, филины( выделение слова со звуком [ф’]);
для детей 7 лет
можно брать слова различной слоговой структуры: колесо, бабочка, воздух,
фасоль, леска ( выделение слова со звуком [л’]).
10.
«Сколько гласных –
столько и кружков»
Детям
раздается по нескольку одноцветных
кружков. Логопед произносит один,
два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети должны выложить на своих столах столько
кружков, сколько звуков произнес логопед.
Оборудование:
одноцветные картонные кружки.
11.
«Определи первый звук»
Педагог предлагает детям прослушать
слова и назвать звук, который они услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши,
имя, ужин, армия, улица, эхо.
12.
«Отгадай первый звук загадки»
Логопед
предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Летом снег! Просто снег.
Снег по городу летает.
Почему же он не тает? (Пух)
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кот)
Дом тенистый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)
Что копали из земли.
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли.
Ели и хвалили? (Картофель)
13.
«Чудесный мешочек».
Логопед помещает в мешочек или коробку картинки,
на которых изображены предметы, в названии которых заданный звук встречается в начале
и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и
определяет местоположение заданного звука в слове.
Оборудование: мешочек или коробка, предметные картинки (например, на звук С):
14.«Карточки».
Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие
местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По
заданию логопеда, называющего слова, дети должны поместить фишку в ту часть
карточки, которая соответствовала местоположению заданного звука в слове.
Оборудование: карточки по
количеству детей, фишки.
15.«Внимательные ушки»
Взрослый
настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук
стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед
звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д.
16.«Цепочка».
Выбирается
ведущий из ряда детей. Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий
участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово,
начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое,
составляя цепочку слов.
17.«Найди новое»
Логопед называет детям слова и в каждом просит отыскать и
собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна.
Слова для разбора: смородина,
стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин,
кастрюля).
18.«Замени звук»
Логопед произносит слово и просит в
нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово:
например: балет - билет
Слова для игры: олень,
машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка,
норка)
|