Сайт учителя-логопеда ГБОУ СОШ №399 Лукояновой Елены Евгеньевны Пятница, 17.05.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха.

 

1.     «Покажи, где звук»

Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышал звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

Оборудование: звучащие игрушки: колокольчик, погремушка, барабан.

 

2.     «Угадай, что звучит»

Логопед   расставляет  на   столе   несколько  звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Педагог предлагает детям внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети только на слух, без зрительной опоры определяют, что звучало.

Название каждого предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с двух до пяти. Игра варьируется за счет замены игрушек другими звучащими предметами с целью постепенного усложнения для детей задачи определения звуков.

Оборудование: звучащие игрушки и предметы: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, стакан, деревянная палочка.

 

3.     «Угадай, кто позвал»

Выбирается водящий из коллектива детей. Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий  должен на слух определить и показать, кто его  позвал.  Затем  игра усложняется: все дети должны позвать водящего?("Ау!"), а тот должен отгадать, кто его звал.

 

4.     «Найди ошибку»

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Зачем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем логопед  произносит это слово в следующих вариантах: "Вагон - вакон - фагон - вагон-  факон - вагом" и т. д.

Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и произносит: "Бумага –пумага- тумага - пумака-   бумака" и т.   д.   Услышав   неверно  сказанное  логопедом   слово,  дети должны хлопнуть в ладоши. Слова используются разные, сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные.

Оборудование: предметные картинки.

 

5.     «4-й лишний»

Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

Ком – ком – кот - ком

Канава – канава – какао - канава

Утенок – утенок – утенок - котенок

Будка – буква – будка - буква

Винт – винт – бинт - винт

Минута – монета – минута - минута

Буфет – букет – буфет - буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка - будка

 

6.     «Закончи стихотворение»

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,                   Шел по лесу шустрый мишка,

Такой большой на ветке... (жук)            На него свалилась...(шишка)

 

Здесь в лесу есть злые звери,                   Мы собрали васильки,

Запирайте на ночь...(двери).                            На головах у нас ...(венки).

 

Как-то вечером две мышки                     Пес козе принес букет,

Унесли у Пети...(книжки)                       Сытный будет ей... (обед)

 

7.     «Найди лишний слог»

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па~па и т. п.

 

8.     «Назови звук»

Логопед с детьми становится в круг и говорит, что будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его произнося, а дети должны будут назвать только этот звук, когда взрослый бросит мяч им, например, «матррррешка», а они должны будут сказать: «рь», «молллоко» - «л», «самолллет» - «ль» и т.д.

 

9.     «Хлопни в ладоши»

Логопед называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например:

для детей 5 лет лучше брать односложные и двусложные слова типа: бак, рога, сад, баня, бок (выделение слова со звуком [б]);

для детей 6 лет лучше брать одно-, двух- и трехсложные слова типа фигура, Полина, метро, финики, филины( выделение слова со звуком [ф’]);

для детей 7 лет можно брать слова различной слоговой структуры: колесо, бабочка, воздух, фасоль, леска ( выделение слова со звуком [л’]).

10.            «Сколько гласных – столько и кружков»

Детям   раздается по  нескольку  одноцветных  кружков.  Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети должны выложить на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

Оборудование: одноцветные картонные кружки.

 

11.           «Определи первый звук»

Педагог предлагает детям прослушать слова и назвать звук, который они услышат  в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

 

12.           «Отгадай первый звук загадки»

         Логопед предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Летом снег! Просто снег.

Снег по городу летает.

Почему же он не тает? (Пух)

 

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

 

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кот)

 

Дом тенистый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох)

 

Что копали из земли.

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли.

Ели и хвалили? (Картофель)

 

13.           «Чудесный мешочек».

Логопед помещает в мешочек или коробку картинки, на которых изображены предметы, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

Оборудование: мешочек или коробка, предметные картинки (например, на звук С):

 

14.«Карточки».

Детям раздаются карточки, разделенные на три час­ти (означающие местоположение звука в слове — в на­чале, середине и конце), и фишка. По заданию логопе­да, называющего слова, дети должны поместить фишку в ту часть карточки, которая соответствовала местоположению заданного звука в слове.

Оборудование: карточки по количеству детей, фишки.

 

 

 

 

 


15.«Внимательные ушки»

Взрослый настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д.

 

16.«Цепочка».

Выбирается ведущий из ряда детей. Ведущий называет  слово (например, автобус). Сле­дующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

 

17.«Найди новое»

Логопед называет  детям слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна.

Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля).

 

18.«Замени звук»

Логопед произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет - билет

Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: elena (10.12.2012)
Просмотров: 1705 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024